Принято педагогическим советом протокол № 1 «31» августа 2023г. Утверждаю Заведующий МБДОУ детский сад №5 «Теремок» с.Лескен 'ЗЖс fik.А. Караева ПриказЖ^/5от «31» августа 2023г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 5 « Теремок» с.Лескен муниципального образования Ирафский муниципальный район РСО-Алания на 2023 - 2024 учебный год Пояснительная записка к учебному плану по реализации ФОП ДО образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад №5 «Теремок» с.Лескен (далее - ООП ДОУ) Учебный план для ДОУ является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение ООД. При составлении учебного плана по реализации ОП ДОУ учитывались следующие нормативно-правовые документы: - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 года; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25ноября 2022 №1028 "Об утверждении ФОП ДО; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"; - Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детский сад №5 «Теремок» с.Лескен - Устав МБДОУ детский сад №5 «Теремок» с.Лескен. Коллектив дошкольного образовательного учреждения реализует ООП ДОУ с учетом использования Инновационной ФОП ДО Учебный план определяет организацию воспитательно-образовательного процесса в учреждении и структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ. Программа состоит из двух частей: 1) инвариантной (обязательной) части; 2) вариативной части. Инвариантная часть обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Инвариантная часть реализуется через обязательные ООД. Вариативная часть программы позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги и учитывать специфику национальнокультурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Вариативная часть включает в себя занятия по УМК, парциальным программам. Содержание воспитательно-образовательного процесса включает совокупность образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», 1 «Физическое развитие», которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Во всех группах различные формы работы с детьми организуются утром и во вторую половину дня (как по инвариантной, так и по вариативной частям учебного плана). Продолжительность НОД для детей: от 1,5 до 3 лет - 10 мин, от 3 до 4 лет - 15 минут, от 4 до 5 лет - 20 минут, от 5 до 6 лет - 25 минут, от 6 до 7 лет - 30 минут. Перерывы составляют не менее 10 минут. В середине проводится физкультминутка (продолжительность 2 -3 минуты). Организованная образовательная деятельность по развитию музыкальности и физической культуре проводятся со всей группой (по условиям ДОУ). Один раз в неделю для детей следует круглогодично организовывать занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях ООД по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе. Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, не более: от 1,5 до 3 лет - 20 минут от 3 до 4 лет 30 минут, от 4 до 5 лет - 40 минут, от 5 до 6 лет - 50 минут или 75 мин при организации 1 занятия после дневного сна от 6 до 7 лет - 90 минут. В летний период организуются подвижные и спортивные игры, праздники, экскурсии и т.д., увеличивается продолжительность прогулок. Содержание программы предусматривает физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями и подготовку их к обучению в школе. Примерный перечень и количество основных видов организованной образовательной деятельности соответствуют примерному перечню основных видов организованной образовательной деятельности в дошкольном учреждении. Обучение детей осетинскому языку в рамках образовательной деятельности начинается с младшей группы, осуществляется: - в младшей группе 1раз в неделю; -в средней группе 1раз в режиме дня; -подготовительной к школе группе 1 раз в виде ООД и 1 раз в режиме дня. 2 Планирование образовательной деятельности при работе по пятидневной неделе Организованная образовательная деятельность Виды образовательной Средняя группа Подготовительная Приоритетные деятельности Младшая группа к школе группа направления образовательные Количество ОД в области нед. мес год нед мес год нед мес год мес Инвариантная (обязательная) часть год Нравственное воспитание, Социально нед личности коммуникативно е формирование Программа реализуется в ходе совместной и самостоятельной деятельности в режимных ребенка, развитие общения. развитие Ребенок в семье и сообществе. моментах Формирование основ Интеграция безопасности. Развитие игровой деятельности (сюжетно ролевые игры). Формирование позитивных установок к труду и творчеству. Программа реализуется в ходе совместной и самостоятельной деятельности в режимных Познавательное Познавательномоментах развитие исследовательская деятельность Интеграция 1 4 36 1 4 36 2 8 72 Формирование элементарных математических представлений 1 3 27 1 3 27 1 3 27 Формирование целостной картины мира Речевое развитие Развитие речи 1 4 36 1 4 36 2 8 72 Чтение литературы Ежедневно во 2 половине дня художественной 3 Художественно - Рисование эстетическое Лепка развитие 1 4 36 1 4 36 2 8 72 0,5 2 18 0,5 2 18 0,5 2 18 0,5 2 18 0,5 2 18 0,5 2 18 2 8 72 2 8 72 2 8 72 в помещении 3 12 108 3 12 108 Физическое на прогулке развитие Всего нагрузка по инвариантной 81% 10 39 351 10 39 351 (обязательной) части Часть, формируемая участниками образовательного процесса (вариативная) 2 1 13 8 4 51 72 36 459 1 1 4 36 1 9 1 4 36 4 17 17 68 Аппликация Музыка Речевое развитие Развитие осетинской речи Познавательное Формирование целостной картины мира развитие Формирование основ Социально коммуникативное безопасности (в режимные моменты) развитие Всего нагрузка вариативной части 19% Всего нагрузка: по инвариантной (обязательной) и вариативной части Продолжительность одного занятия ОД Продолжительность дневной В первую суммарной образовательной нагрузки половину в день (мин.) - 4 36 1 9 - - 1 40 9 360 15 минут 15 минут 1 4 36 1 9 - - - 3 13 13 49 20 минут минут 20 минут 117 468 153 612 3 0 минут 30 минут В представленном учебном плане в соответствии с режимом дня выделено специальное время для ежедневного чтения детям. Чтение художественной литературы является образовательной деятельностью во второй половине дня или самостоятельной деятельностью детей. Для детей 3-4 и 4-5 лет длительность чтения с обсуждением прочитанного составляет 10-15 минут, для детей 5-6 лет - 15-20 минут, для детей 6-7 лет - 20-25 минут. Учебный день делится на 3 блока: 1) образовательный блок 1 половины дня включает в себя: - совместную деятельность воспитателя и детей; - свободную самостоятельную деятельность детей. 2) организованную образовательная деятельность - организованное обучение (в соответствии с сеткой занятий) 4 3) образовательный блок 2 половины дня включает в себя: - совместную деятельность воспитателя и детей по различным направлениям (в соответствии с расписанием занятий совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий) - самостоятельную деятельность ребенка. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению ФОП ДОУ осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса - совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач в рамках первой модели - совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде организованной образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми - утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.). Организованная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения ООП ДОУ и решения конкретных образовательных задач. В соответствии с ООП ДОУ воспитатель может варьировать место ООД в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов ООД в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных ООД, заменяя их другими формами обучения. 5